Стоимость бизнеса – специальный аналитический показатель, отражающий оценку стоимости компании на основании всех источников финансирования. В стоимость включается предприятие как единый экономический объект с учетом имущественного комплекса, нематериальных активов. Данный параметр учитывает обязательства компании как по краткосрочным, так и долгосрочным долгам, а также показывает насколько привлекательна организация для инвесторов.
Для чего нужна оценка бизнеса
Говоря о том, зачем нужна оценка бизнеса, можно отметить следующие цели:
- Определение реальной рыночной цены для последующей продажи. Это важно, как при полной продаже бизнеса другому лицу, так и при выходе одного из участников и покупке его доли другими членами.
- Привлечение инвестиций, получение кредита под залог.
- Совершение сделок на фондовом рынке.
- Увеличение эффективности текущего управления предприятием, планирование дальнейшей стратегии развития.
- Реорганизация юридического лица, например, слияние или присоединение.
- Предоставление объективных данных другим организациям, государственным органам и судам.
- Сравнение компании с конкурентами.
Представленный перечень является примерным и вариантов для чего необходима оценка бизнеса гораздо больше. При необходимости возможна оценка не всего предприятия, а лишь отдельного объекта, например, недвижимости, транспортного средства или оборудования.
Виды стоимости бизнеса
В зависимости от того, как производится оценка бизнеса, какие цели преследуются и сколько факторов учитывается, может выделяться не только рыночная стоимость, но и инвестиционная, текущая, ликвидационная.
Рыночная стоимость определяется в соответствии с текущей ситуацией на рынке на конкретную дату. В связи с этим ей свойственно меняться вместе с рыночными условиями. Важным условием для ее точного определения является отсутствие внешнего давления на покупателя и продавца, достаточный уровень осведомленности сторон об условиях и особенностях сделки.
Иными словами, рыночная цена — это стоимость покупки или продажи компании на конкурентном рынке, зависящая от стоимости всего имущества организации и потенциального будущего дохода
Инвестиционная стоимость – цена имущества для конкретного лица в зависимости от его личных инвестиционных целей. В отличие от рыночной, данная стоимость зависит от персональных требований инвестора, предъявляемых им к инвестициям. По этой причине может отличаться от рыночной как в большую, так и меньшую сторону.
Текущая стоимость (восстановительная) отображает сумму, которая необходима для восстановления всех имеющихся активов. Определяется, как величина затрат по замещению актива на аналогичный с учетом его функционала и состояния.
Ликвидационная стоимость – сумма, которую можно получить при продаже бизнеса в кратчайшие сроки без возможности определения реальной рыночной стоимости. Применяется при ликвидации организации, банкротстве и других случаях. Представляет собой остаток от реализации предприятия за вычетом ликвидационных издержек.
Порядок проведения оценки бизнеса
Проведение независимой оценки бизнеса требует учета и анализа множества факторов. В качестве основных этапов данной процедуры можно выделить:
- Сбор и изучение документации.
- Анализ профильного рынка с рассмотрением деятельности конкурентов.
- Выполнение финансовых расчетов.
- Составление итогового отчета.
Говоря о том, что нужно для оценки бизнеса, нельзя не отметить перечень необходимых документов:
- Учредительные документы.
- Бухгалтерские, управленческие, аналитические отчеты за последние несколько лет.
- Заключения аудиторов.
- Сведения о текущих задолженностях компании.
Существует 3 основных подхода к оценке бизнеса: доходный, затратный, сравнительный. Каждый из них включает самостоятельные методы, например, прямой капитализации, чистых активов или рынка капитала. Основываясь на характеристиках предприятия и его специфике, оценщик делает выбор в пользу наиболее подходящего в конкретной ситуации варианта.